Моя бабушка была простой деревенской женщиной, но, как показало время, она была ходячим кладезем мудрости. Я не знаю, откуда это все взялось у женщины с тремя классами образования («А четвертый — коридор!» — как она говорила), но сейчас новейшие исследования ученых подтверждают то, чему она меня учила.

Вот, например, недавно я узнала, что префронтальная кора мозга, которая играет ключевую роль в высших когнитивных функциях, таких как принятие решений, планирование, рабочая память, контроль импульсов и социальное поведение, формируется только к 25 годам. А бабушка говорила: «До 25 лет не поумнел человек, значит, уже не поумнеет!»

Или, к примеру, она считала жизненно важным делом поить всех внуков сырым молоком. А ученые только недавно начали говорить о «факторе Вульцен» — веществе, предположительно витамине, который работает против артрита, затвердения артерий, каракт и кальцификации шишковидной железы за счет регулирования кальциево-фосфорного обмена. Оказывается, аллергия может быть только на пастеризованное молоко, что бабушка тоже каким-то образом знала.

В детстве я проводила у бабушки каждое лето, теперь вот вспоминаю все, что она говорила, переосмысливаю. Кстати, она прожила 91 год, до самой смерти была на ногах и с ясным умом.

Так вот, вернемся к солнцу.

Если вам больше 35 лет, вы наверняка помните, что раньше загар считался признаком красоты и здоровья. Потом его резко начали демонизировать.

Я сильное солнце плохо переношу, поэтому никогда не увлекалась загаром. Моя бабушка жила на юге, когда я приезжала в июне, она вздыхала, что я «как из погреба», всячески отправляла меня на воздух, поощряла открытую одежду (сарафаны, шорты).

Лет 15 назад, наверно, был пик солнцебоязни. Я с удивлением читала статьи, что, оказывается, надо наносить крем с уф-фильтрами даже зимой и в помещении. Мне всегда казалось это абсурдным, особенно в наших широтах. Я кремом от солнца пользовалась только летом и то не всегда.

И вот теперь некоторые ученые робко начинают говорить о том, что совсем без солнца тоже плохо. При нехватке витамина D (который вырабатывается при воздействии солнечных лучей) повышается риск многих видов рака, на 50 % возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Эти результаты были получены на основании 20-летнего наблюдения за 30 тыс. человек.

Между тем, сейчас дефицит витамина D распространен даже в Австралии! Настолько людей запугали.

Поэтому я остаюсь при своем мнении, что умеренно пользоваться солнцем нужно.

Что же касается солнцезащитных кремов, это всегда «меньшее из зол». Коже они на пользу не идут. Я пользуюсь ими, но только если знаю, что придется много времени на солнце провести, а это бывает у меня редко.

Раньше иногда пользовалась кремами с химическими фильтрами, но сейчас отказалась. Уже доказано, что они канцерогенны. Вот так производители солнцезащитных кремов взяли и сместили фокус, белое черным назвали, черное — белым. Это их кремы вызывают рак, а они утверждают, что вызывает его солнце.

Я для себя решила находиться на солнце умеренно, как, в общем, и всегда делала. А если и пользоваться солнцезащитным кремом, то только своим, про который я знаю, что в нем только физические фильтры.